Фото дайвинг. Интервью. Дмитрий Мирошников

Автор: Ноя 25, 2015

Интервью dasbook.ru

                                                       
Информация к размышлению:

Дмитрий Мирошников
Живет и работает в Москве, Россия.
Закончил МФТИ. Кандидат наук. Холост.

Подводной фотографией (фото дайвингом) занимается в течение трех лет. Номинант Sony World Photography Awards 2011, а так же » Природа и дикая природа » , в категории «Золотая Черепаха» «Русская конкуренция дикой природы, 3 место в номинации » Лучший photographer’11 » любительской категории дикой природы.
Публикации в российской прессе — «Вокруг света» а так-же британской — «Daily Telegraph».

Сайт www.miroshnikov.me
ЖЖ namgul.livejournal.com

Сегодня Дмитрий, благодаря участию в престижных выставках, не обделен вниманием прессы.
Мы связались с Дмитрием, и он любезно согласился дать интервью для нашего журнала.

Здравствуйте Дмитрий. Ну, ваши работы нас просто поразили! Расскажите немного как вы пришли к этому удивительному увлечению. С чего все началось ? 

Увлечение фото дайвингом (подводной фотографией) началось около 5 лет назад. Мой начальник тоже увлекался подводной съемкой. Как то он меня спросил, хочу ли я научится нырять, я согласился и вот мой очередной отпуск мгновенно превратился в увлекательное путешествие в совершенно другой мир. Мы жили на судне и это давало нам возможность заплывать в очень интересные и красивые места где и проходила моя учёба. Здесь же я познакомился с известным подводным фотохудожником Александром Сафроновым, который и разбудил во мне интерес к этому виду фотографии.


Фото: © Дмитрий Мирошников    Кликните на фото, чтобы увеличить его

На ваших фотографиях часто можно увидеть довольно опасных для человека морских обитателей, таких как акула например. Не страшно?

Люди, и конкретно дайверы, довольно неприглядная для них пища — мы достаточно крупные (а значит и потенциально опасные), так же их отпугивает запах резины нашего подводного костюма, кроме этого мы испускаем шумные пузыри (акулам очень неприятен этот звук), и вообще мы настолько уродливы для них, с двумя хвостами (ластами) ! Какую нормальную акулу привлечет такая еда ?!

Акулы пугливы и довольно редко подплывают близко к дайверам. Поэтому для того, чтобы сделать хорошее фото, необходимо задерживать дыхание, чтобы выдыхаемые пузыри не спугнули их. Поэтому многие профи используются ребризерами — дыхательными аппаратами замкнутого цикла, которые не выпускают пузыри.

Правда существуют условия, при ночных погружениях например, когда эти хищники не столь пугливы, и позволяют снимать себя вблизи. При этом они так-же не столь опасны, если корректного себя вести. Случаи нападения на фото давингов возможны, но лишь по ошибке — помню, на одном из ночных погружений на Кокосе, акула атаковала вспышку камеры, приняв ее за рыбу.

Еще, я бы рассказал, как я снимал олушей, которые обитают на острове Кокос, самом крупном необитаемом острове в Тихом океане.

Обычно, олуши летают над водой, и не так просто застать их с камерой на поверхности.


Фото: © Дмитрий Мирошников    Кликните на фото, чтобы увеличить его

Как я сделал этот снимок.
Хитрость заключалась в понимании способа добывания пищи у этих птиц: они не очень хорошо ныряют, поэтому всегда непрочь поживиться чем-нибудь не затрачивая никаких усилий, вроде остатков рыбы от чужого пиршества. На Кокосе такие пиршества происходят постоянно — то тунцы, то акулы, то дельфины гоняют громадные косяки рыб. Олуши при этом кружат над поверхностью воды, высматривая легкую неглубокую добычу. Зная это, я:

  1. Всплыл на глубину примерно 0.5 метра, показавшись с поверхностью эдакой     черной тенью
  2. Выскочил на поверхность головой буквально на секунду
  3. Снова ушел на глубину в 0.5 метра

Птички решили что я дельфин, а если это так, значит рядом со мной должна быть какая-нибудь еда…Мне осталось только их сфотографировать. Все это происходило очень быстро (0.5с) и даже небыло времени посмотреть в видоискатель — (фотографировать необходимо держа камеру в руках, примерно представляя себе область съемки)

Оказало ли какое либо влияние на ваше творчество, творчество других
признанных мастеров, так называемых «гуру» в этом жанре фотографии?

Я с большим вниманием и уважением отношусь к работам признанных
мастеров подводной фотографии, таким как Дэвид Дубиле и Томас Песчак.
Меня вдохновляют их работы, но наибольшее влияние на мое творчество
оказали художники, а не фотографы: Рене Магритт, Сальвадор Дали,
Брейгель, Босх.


Фото: © Дмитрий Мирошников    Кликните на фото, чтобы увеличить его

Каждый художник стремится найти, свой путь, свой взгляд на предмет,
стремится уйти от уже известных и примелькавшихся, пусть и гениальных
решений. Ваши работы необычны, свежи, привлекают внимание неискушенного
зрителя. Как вы сами относитесь к своим работам?
Есть ли у вас, присущая всем творческим людям какое-то неудовлетворение сделанным, без чего невозможен творческий рост.

Мои фотографии — это рабочий материал, результат моего творческого
исследования того, как можно видеть нереальную реальность,
представлять себе сюрреализм наяву. Я «технарь» по образованию и
складу ума, моя основная работа находится в такой сухой и
аналитической отрасли, как разработка программного обеспечения. В
какой-то момент я понял, что для того чтобы сделать следующий шаг в
своей профессиональной карьере, мне нужно развивать творческую
составляющую своих способностей — и хобби в виде фотографии послужило
отличным подспорьем. Впрочем, несмотря на такие изначально эгоистичные
предпосылки, я очень рад когда другим людям нравится то что я создаю:
искусство все же невозможно без зрителя.

Как относятся к тому что вы делаете те-же самые «Гуру» подводной съемки?

Пока что я не дорос до того, чтобы меня заметили те, кого я считаю «гуру».

Что для вас первично, редкий удачный кадр, хотя и с отсутствием всех
необходимых сослогающих компонентов профессиональной фотографии,
таких как
 композиция, свет, цвет, или все же обязательное присутствие всех этих
сослагающих в любых снимках.

Для меня это обязательно второй вариант. Я снимаю художественную фотографию.
Первый вариант больше относится к документальным фотографам, снимающим
либо репортажные снимки, либо работающим ради науки. Я с большим
уважением отношусь к их труду, но это не то что мне интересно.


Фото: © Дмитрий Мирошников    Кликните на фото, чтобы увеличить его

Как происходит сама съемка «предмета» под водой, где каждую минуту все меняется. Здесь уже похоже не выставишь свет, как в студии.
В чем особенности подводной фотографии?

Все верно, нельзя заранее подготовить снимок, акулу не попросишь
встать левее или чуть раньше приоткрыть пасть. Можно только ловить
«решающий момент» — в этом мне очень близок Анри Картье-Брессон. Его
нельзя поймать, будучи неготовым — нужно идеально представлять себе
возможные будущие картинки, быть наготове камерой, вспышками,
десятками различных настроек — есть буквально один шанс снять
идеальный снимок, и очень важно его не упустить. Все решается за
мгновения, но требуется очень большая работа чтобы реализовать этот
момент.

Сегодняшняя работа фотохудожника, это еще и работа с компьютером. Насколько
много времени занимает компьютерная обработка и «доводка» фотографии.
Есть
 ли такие снимки, которым вообще не нужна компьютерная обработка ?

Да, компьютерная доводка обязательно есть, и в подводной фотографии
она практически неизбежна. Дело в том, что производители камер не
рассчитывают их работу в условиях подводной среды — большая часть
автоматики просто не работает. Так, не работает экспозамер, TTL и
баланс белого. Поэтому приходится применять много ручных операций как
в процессе съемки, так и последующей обработки.
Однако, я никогда не занимаюсь манипуляцией изображением, таким как
добавление предметов на картинку или удалением чего-то существенного.
На этот счет есть довольно строгие правила фотоконкурсов, которые
запрещают излишние использование photoshop’а.
Типично, на обработку одной фотографии я трачу 30-60 минут. Причем
большая часть уходит на «проявку» фотографии в Lightroom’е из
RAW-файла.

Вы закончили МФТИ. Насколько я понимаю, ваша основная специальность другая.
Считаете ли вы занятие подводной фотографией как «хобби», или это нечто
большее для вас.

Я закончил МФТИ, чем горжусь. Сложно сказать, какая моя основная
специальность, поскольку я получил полное математическое и физическое
образование, а затем стал кандидатом наук по экономике :)
Для меня это и хобби и нет, поскольку в той части моей работы, которая
касается творчества — все взаимосвязано. Так, изучение фотографии
позволяет строить более красивые и более эффективные программные и
даже социальные системы, т.е. быть лучшим управленцем и лидером.
Интересующимся данной темой я очень рекомендую к прочтению книгу
Фредерика Брукса «The Design of Design».

Как относится семья к вашему увлечению ?

Моя девушка прекрасно к этому относится — мы вместе ныряем.
Собственно, мы так и познакомились — я проходил курс инструктора по
дайвингу, и она была моим первым студентом.

Приносит ли доход ваше увлечение,
или все же для вас это на данном этапе не самое главное?

Буквально пару недель назад заработал свои первые деньги — 125 фунтов
за публикацию в английской прессе. Если серьезно, то окупить это хобби
практически невозможно. Большие деньги приносит фотография звезд,
рекламы, или хотя бы голых девушек. Фотография дикой природы
одновременно очень затратна, очень конкурентна и мало оплачиваема.

Как вы планируете вашу будущую съемку? Представляете ли вы еще до съемки, что
должно быть на фото, стоит ли у вас перед глазами уже готовая картинка,
которую только остается запечатлеть…или все происходит спонтанно?

И то и другое. Нужно представлять, какую «картинку» хочешь снять… но
быть готовым к любым изменениям, которые преподносит природа.

Как вы считаете Дмитрий, какими еще качествами должен обладать дайвер помимо
владением камерой и умением плавать? Какие специальные навыки просто
необходимы в этой профессии?

Я так понимаю что речь идет про подводного фотографа, а не просто про
дайвера — ему навыки работы с камерой скорее вредны, чем полезны :)
В первую очередь надо понимать, что подводный фотограф — это не дайвер
с камерой, а фотограф с аквалангом.
Нужно заниматься своим развитием как фотографа, пусть и в специальной
и необычной среде. Изучать творчество других, изучать тренды, делать
поперек них, придумывать свое, творить!

Есть ли какието ограничения для занятием этим очень интересным видом
фотографии? Возраст например, клаустрофобия — боязнь замкнутого
пространства, какие-то заболевания…?

Требований довольно мало, дайвинг более спокойно относится к
физической подготовке, чем скажем велоспорт. Из серьезных
противопоказаний — разве что серьезные болезни сердца и астма.
Клаустрофобия не проблема — вовсе не обязательно лезть в пещеры.
Возрастные ограничения тоже довольно мягки. Конечно, вовсе не всем
подойдет фотографировать акул в серьезных течениях, но макросъемка
доступна практически каждому — если не считать финансовую доступность.


Фото: © Дмитрий Мирошников    Кликните на фото, чтобы увеличить его

Как дорого стоит аппаратура для профессионального занятия подводной съемкой?
Есть-ли какие-либо более дешевые любительские аналоги?

Увы, техника весьма недешева. Так, типичный «бокс» (контейнер) для
зеркалки стоит существенно больше самого аппарата, причем под каждую
модель фотоаппарата он разный. И существенно сэкономить в любительской
модели практически не на чем — поскольку устройство всех боксов
одинаково, что в дешевых, что в дорогих моделях. Я бы посоветовал
начинающему фотографу обратить внимание на подержанную технику — боксы
под камеры предыдущего поколения часто продают со значительным
дисконтом, а для первоначального обучения разница невелика.

Насколько я понимаю, в мире есть специальные места, идеальные для съемок
дайверов. Они довольно известны всем, кто профессионально этим занимается.
Есть ли желание открыть для себя нечто новое, насколько это реально?
Пробовали ли вы снимать в закрытых водоемах или реках, если да, тогда в чем
разница?

Желание есть, но на его реализацию к сожалению нет времени. Основная
работа позволяет лишь стандартный отпуск, а это означает, что
приходится ценить каждый день, и скорее ездить в проверенные места,
чем рисковать в новых. Очень комфортной страной для дайвинга являются Мальдивы — там я также нырял не один раз. Кораллы на Мальдивах менее красивы, чем в Египте, но гораздо больше крупной живности — начиная с тунцов, переходя к акулам, и заканчивая мантами и китовыми акулами. Китовая акула — это, пожалуй, один из золотых Граалей каждого дайвера. Увидеть вживую гигантское 10-15 метровое существо — это впечатление на всю жизнь.

Впрочем, море это не аквариум, в нем нет
никаких гарантий увидеть что-то конкретное: в одном и том же месте можно увидеть чудеса, а можно не увидеть ничего. К этому нужно относится философски.

Спасибо Дмитрий за интервью, за ваши прекрасные и удивительные работы.
Желаем вам
 достичь всего того , что вы для себя отметили в вашем творческом будущем.





 

  Рубрики Интервью, Стиль жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha